воскресенье, 1 июля 2018 г.

Музыкальные пасхалки "Ready Player One"

  
Музыка? С музыкой было сложнее, на её изучение ушло много времени. Восьмидесятые - это десять долгих лет, а Холлидэй не отличался особой разборчивостью в музыкальных пристрастиях. Он слушал всё подряд - и я  вслед за ним. Поп, рок,"новая волна", панк, хэви метал. От Police и Journey до  R.E.M.  и Clash. Я ничего не упускал.

 Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Сразу скажу, что статья эта в первую очередь о музыке. Но впереди вас ждёт долгое вступление :) Весной этого года Голливуд порадовал нас экранизацией популярного научно-фантастического романа Эрнеста Клайна "Первому игроку приготовиться/Ready Player One", который в 2011 году получил литературную премию «Прометей». Это совершенно гиковская история о не таком уж далеком будущем (действие происходит в 2040-х годах), где после ряда природных бедствий и глобального экономического кризиса реальная действительность становится настолько не утешительной и мрачной, что люди бегут от неё и с головой погружаются в виртуальный мир под названием OASIS. Мир, в котором ты можешь стать кем душе угодно; мир, наполненный безграничным количеством возможностей. Дополнительный интерес к пребыванию в OASISе своим завещанием подогрел создатель симулятора, странноватый и ностальгирующий по культуре 80-х миллиардер Джеймс Холлидэй.  Всё своё состояние и контроль над OASISом получит тот, кто пройдёт ряд испытаний и найдёт, спрятанные где-то среди необъятных просторов виртуальной вселенной, три ключа и "пасхальное яйцо". А для этого нужно так же трепетно любить и ценить то, чем увлекался во времена своей молодости Холлидэй. Иначе никак.



  Уэйд Уоттс, сирота, не имеющий за душой ни гроша, несовершенный, напуганный, но при этом крайне увлечённый и целеустремлённый, по воле случая находит первый ключ и впоследствии обретает верных друзей, утирает нос врагам и становится победителем соревнования  и легендой OASISа. Сюжет крайне незамысловатый, да и нельзя сказать, что книга обладает какой-либо художественной ценностью. Это всецело литературное признание автора в любви к эстетике 80-х. Основу повествования, как бусы, нанизанные на нитку, составляет множество отсылок к знаковым компьютерным играм, фильмам, комиксам и музыкальным явлениям того времени.

Безусловно, удовольствие от кинозрелища получит прежде всего гик. Геймеры всех стран – объединяйтесь: Спилберг сочинил гимн для вас. Он с первых же кадров призывает: «Пристегнитесь, приготовьтесь почувствовать турбулентную реальность «экстралайф»».  Но чтобы войти в нее, нужен Password. Ключом к фильму будет ваша  прописка в компьютерной вселенной, в кинематографе 80х – нулевых, в узнаваемой неоромантике Дюран-Дюран,  электронном техно Depeche Mode, композиций Билли Айдола и уникальных гитарных басов Van Halen.  
Лариса Малюкова "Новая газета"
За режиссуру экранизации взялся никто иной, как великий Стивен Спилберг, который, без лишней скромности, и сам является живым воплощением поп-культуры восьмидесятых годов и по совместительству архитектором детства автора первоисточника.  В это время он создавал лучшие свои фильмы от "Инопланетянина" до "Индианы Джонса" и основал  продюсерскую компанию Amblin Entertainment, которая подарила нам Гремлинов, кролика Роджера и знаменитый DeLorean из "Назад в будущее". Спилберг вычеркнул большинство упоминаний о своих работах, которые в изобилии встречаются на страницах книги - не хотел, чтобы кинолента стала одой самому себе. В создании пасхалок для фильма Спилберг пошёл дальше Клайна, расширив границы в сторону 70-х и 90-х.  Режиссёр окунает нас в классику, доставая с полки записи с нетленными хитами и заставляет услышать, увидеть и прочувствовать их как в первый раз. 

Оригинальный саундтрек к фильму создал композитор Алан Сильвестри/Alan Silvestri, который сочинял музыку к классическим фильмам 80-х,включая «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера». 40 лет музыку к фильмам Спилберга (за исключением трёх, включая "Первому игроку приготовиться") писал Джон Уильямс, которого Сильвестри называет «возможно величайшим композитором в киноиндустрии».Спилберг, накопивший за время работы с Джоном Уильямсом глубокий опыт и невероятную музыкальную осведомленность, был очень конкретным в отношении того, насколько четкой должна быть та или иная музыкальная отсылка. Алан и Стивен работали в тесном сотрудничестве дабы создать оригинальную партитуру, а не ограничиться голым цитированием оригиналов. Для них было архиважным воздать должное поп-культуре, через музыку в том числе. Так, мы можем услышать мелодии из фильма "Назад в  будущее" Роберта Земекиса, сочинённые в своё время самим Сильвестри :)

Было несколько моментов, когда Стивен говорил: "Я не хочу что-то похожее на саундтрек "Назад в будущее",  я хочу именно его и именно этот кусок. Точно так же, как он был в оригинальном фильме". Стивен основательно веселился с саундтреком.
 Из интервью с Аланом Сильвестри

Алан привнес в «Игрока» свое собственное повествование, что так характерно для него — он не пишет одну мелодию, которая потом снова и снова повторяется в фильме, как это часто делают в кино сегодня. Он в душе рассказчик
 Стивен Спилберг, из интервью the Hollywood reporter

 

Подбором остальных композиций для саундтрека занималась команда монтажёров - Майкл Канн и Сара Брошар. Они отбирали песни и присылали на утверждение Спилбергу. В стороне от музыкальной составляющей фильма не остался и сценарист Зак Пенн,и сам Эрни Клайн. При упоминании фильмов и песен в книге часто встречаются эпитеты "старый", "древний". И пусть, зато Спилберг использует их достаточно современно, вворачивая в сюжет именно в тех местах, где они необходимы. Надо отметить, что музыкальное сопровождение в книге и фильме очень разнятся, чем многие фанаты остались не очень довольны. Музыка, фигурирующая в книге находит отражение в фильме в очень преображённой форме, а порой и вовсе не появляется, и наоборот. Возможно, дело в авторских правах на композиции, а, может и в авторском взгляде Стивена Спилберга :)  Тем не менее, предлагаю отправиться на поиски тех самых музыкальных цитат. Вперед за Пасхалкой!

Приглашение Анорака" открывают звуки труб в начале старой песни Dead Man's party группы Oingo Boingo. [...]Мы видим Холлидэя в школьном спортзале, где идёт дискотека. Вокруг дрыгаются подростки, и, судя по их одежде, причёскам и по тому, как они танцуют, действие происходит в конце восьмидесятых годов. [...]Холидэй шевелит губами, повторяя слова песни:"Ты разодет, но некуда идти. И мертвец за плечом тебя догоняет. Не убегай, это лишь я...
 Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Возможно, восьмидесятые канут в Лету, но воспоминания о музыке new wave —  наполненной звуками синтезатора, битом рэгги и африканскими ритмами— будет жить вечно в Dead Mans Party.
 Неизвестный автор.
  •  Песня "Dead Man's party" группы Oingo Boingo с одноимённого альбома 1985 года фигурирует в книге. Была включена в фильм "Снова в школу/Back to School" (1986), где исполнялась самими музыкантами в спортивном зале школы. Судя по всему, именно на эту вечеринке и зажигал Холлидэй :)  Oingo Boingo, музыкально сложный октет, образовался в 1976 году. Группа стала центральным элементом новой волны Калифорнии 80-х. Их нередко сравнивали с другим знаковым представителем new wave - группой Devo, которой в своё время досталось больше славы. Oingo Boingo  внесли большой вклад в популярную культуру. Например всем известная композиция «Weird Science» стала основной темой одноимённого фильма 1985 года, по которой в 90х создали сериал.




Я запоминал слова песен. Дурацкие слова песен таких исполнителей как Van Halen, Bon Jovi, Def Leppard и Pink Floyd. Я шёл вперёд. Я работал без устали, и мой светильник горел до глубокой ночи.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"

  • Песня "Jump"  группы Van Halen выпущена в качестве ведущего сингла в 1983 и стала международным хитом. Была внесена в список The Rock and Roll Hall of Fame and Museum в качестве одной из «500 песен, сформировавших рок-н-ролл». Композиция звучит в самом начале фильма при знакомстве с главным героем- Уэйдом Уоттсом, который направляется из трейлера тёти в штабелях в своё убежище для погружения в OASIS. Название песни "Прыгай" олицетворяет в контексте сюжета два прыжка -  буквальный прыжок с трейлера на землю и прыжок в виртуальную реальность.  Она словно открывает фильм - клавиши синтезатора приглашают нас окунуться в реальность OASISа.



Забавный факт, касающийся "Назад в будущее." Когда Марти  Макфлай навещает своего отца ночью, представляясь Дартом Вейдером, то в качестве метода убеждения использует кассетный плеер и вставленную в него запись с подписью "Van Halen". Однако имеется  в виду не группа, а главный гитарист Эдвард, имя которого написано над основной надписью мелким шрифтом. Дело в том, что для использования музыки и названия группы в фильме необходимо было заручиться одобрением всех её участников. Так как этого сделать не удалось, продюсеры договорились с лидером группы, который написал оригинальный мозгодробительный  гитарный запил для использования в фильме.



  • В кадре мы  видим соседку Уэйда, миссис Гилмор, которая отличается неплохим музыкальным вкусом. На ней надета футболка с изображением обложки пятого и последнего студийного альбома группы Police "Synchronicity" (1983),который стал самым успешным в их карьере. Именно в него вошла всем известная «Every Breath You Take», которая в своё время выиграла Грэмми в номинации "Песня года."




  • Далее, пока Уэйд рассказывает нам о Холлидэе и о том, как им был создан OASIS, фоновой музыкой играет композиция британского коллектива Tears for Fears 1985 года "Everybody Wants to Rule the World." Это одна из ключевых композиций, своеобразная визитная карточка одной из самых влиятельных групп 80-х. Выбор очевиден, если перевести название - "Каждый хочет править миром".  Лирика описывает стремление людей к контролю и власти. Холлидэй сделал проще - создал свой собственный мир :)   Примечательно, что эта песня звучит в фильме "Пираты силиконовой долины/Pirates of Silicon Valley"(1999), повествующем о противодействии  Microsoft и Apple и об отношениях  Стива Джобса и Стивена Возняка.  В книге Клайн отождествляет с ними своих персонажей.
Впоследствии Огден Морроу стал его[Холлидэя] деловым партнёром, соавтором и лучшим другом. Их нередко сравнивали с Джобсом и Возняком, Ленноном и Маккартни. Эта дружба была одной из тех, что меняют ход человеческой истории.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"


  • Возвращаемся к книге. Уэйд/ Парсифаль тщательно изучает  необъятный пласт музыки 80х. Меньше, чем за две недели он смог прослушать всю дискографию коллектива They Might Be Giants — детей независимой сцены , которые сочетали в себе остроумие, авангардную эстетику и заразительные мелодии. Сформированная в 1982 году, группа прежде всего известна своим нетрадиционным и экспериментальным стилем альтернативной музыки. 


They Might Be Giants
А вы, кстати, знаете, что Midnight Oil - это австралийская группа, которая в 1987 впустила хит Beds Are Burning?
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
  • Музыканты исполняли жёсткий панк/паб-рок. Участники группы отличались политической активностью, что красноречиво выражалось в музыке. Так, одна из наиболее известных их песен, "Beds Are Burning"  является призывом вернуть незаконно отобранные земли коренным австралийским жителям Пинтупи.

Мне очень хотелось побыть с ней рядом подольше. Как поётся в старой песне Говарда Джонса, я хотел поближе узнать её.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
  • Имеется в виду песня “Like to Get To Know You Well” Говарда Джонса/ Howard Jones 1984 года. Являлся одной из ключевых фигур синти-попа 80х. Его музыка представляла собой сплав новаторского и высокотехнологичного звучания новой волны и легкости поп-музыки конца 60х. Песня вошла в саундтрек киноленты "Уж лучше умереть/Better Off Dead..." с Джоном Кьюсаком в главной роли.


  • "Video fever" группы The Beepers несётся сквозь страницы книги из музыкального автомата. В этой сцене Уэйд попадает в фильм 1983 года "Военные игры/ War Games" - это первые врата на пути к обретению пасхального яйца, которые наш герой успешно проходит. Именно в этой киноленте впервые отчетливо появилось первое осознание того, какую опасность несёт в себе всемирная сеть - юный хакер решил поиграть в опасные игры с Пентагоном. The Beepers были американской группой, играющей электронную музыку. Информации о них практически нет. Перевод названия означает крошечный динамик ПК, воспроизводящий простые тона звука различной частоты фиксированного объема, предназначенный для указания ошибок.  


  • В экранизации первые врата совершенно иные - бесконечная непроходимая гонка на улицах Нью-Йорка. В фильме её старт сопровождается одной из ключевых композицией  творчества Joan Jett and Blackhearts "I hate myself for loving you" (1988), которая отражает неистовую страсть пасхантеров и нездоровую одержимость прохождением квеста. Джоан, надо сказать, тоже весьма страстная натура, предпочитающая общество парней на мотоциклах и музыку позабористей. Её юность прошла под песни "примадонны хард-рока" Сюзи Куатро, что, само собой, повлияло на становление личности Джетт. Три альбома певицы стали "золотыми" и "платиновыми", а Джоан получила прозвище "Королева рок-н-ролла."


  • Переносимся в амбар Эйча сразу после гонки. Во время разговора Артемиды и Парсифаля на заднем плане еле слышно играет "Just my imagination(Running Away With Me)" группы Temptation, песня 1971 года. Вышедшая задолго до начала 80х, композиция была добавлена в фильм из-за горячей любви к ней самого Стивена Спилберга. Это был третий из четырех хитов №1 от Temptations. Занимает 389 строчку среди 500 величайших песен всех времен журнала Rolling Stone. Задумчивая и грустная композиция о любви. Молодой человек влюбляется с первого взгляда и в своём воображении начинает рисовать удивительной красоты совместное будущее, которое могло бы быть. Тонкий намёк на чувства нашего героя, возникшие к  Артемиде.



  • В разговоре герои обсуждают увлечения Холлидэя. Мы узнаём, что его любимой песней является "Video killed the radio star" (1979) группы Buggles. Британский коллектив, играющий в жанре синтипоп и new age стал известным именно благодаря этому синглу. Ещё одной важной деталью является то, что клип на песню стал первым, показанным на MTV(вышел в эфир 1 августа 1981) и ознаменовал новую эпоху — музыкального телевидения, пришедшего на смену радио вещанию. Песня пропитана ностальгией по уходящему прошлому и сожалениями по поводу того, как новые технологии заменяют собой старые. Для усиления эффекта вокал был стилизован под звучание, подобное тому, что издавали старые ламповые радиоприёмники. Надо сказать, что лидера группы  и музыкального продюссера Тревора Хорна называют "человеком, который изобрёл восьмидесятые." Он сделал большой вклад в формирование мелодичности своего времени.



  • В этой же беседе говорится о том, что любимый клип Холлидэя - это мультипликационное видео на песню с дебютного альбома синтипоп группы a-ha "Take on me"(1986). Разберёмся почему. Видео на эту песню стало счастливым билетом, который помог никому не известным норвежским парням совершить музыкальный прорыв за рамки родной страны и стать одной из ключевых групп мировой сцены.
В начале восьмидесятых без инновационного видео успех был просто немыслим. 1 августа 1981 с клипа BUGGLES на песню "Video Killed The Radio Star" начинает работу MTV. Со временем клипы превращаются в самостоятельное искусство. В 1984 выходит клип на песню "Thriller" Майкла Джексона, который задаёт совершенно новые правила. 12-минутное видео открывает новые горизонты. Год спустя на этом поприще отмечаются и DURAN DURAN - их клип на песню "Wild Boys" апокалиптичен, сексуален, зрелищен и стоит 1 млн. долларов, что делает его самым дорогим видео того времени. a-ha понимают, что для "Take On Me" нужен клип, который бы затмил всё, что было снято до этого.
Солист группы Мортен Харкет
Съемки клипа
На съемки революционного, по тем временам, клипа ушло 4 месяца и было потрачено 100 тысяч долларов. Сделан он был методом ротоскопирования или фотоперекладки, когда мультипликационное видео создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки. Аниматор Майкл Паттерсон до работы с a-ha создал короткометражку «Commuter»,которая стала первым примером анимации, выполненной карандашом в эскизном духе. Автор пытался создать мимолётное впечатление. Этот же стиль он воссоздал при работе с "Take on me". Было сделано более 3000 набросков.  Анимация плавно переходит в натурные съемки и наоборот. Сюжет видео заключается в том, что девушка, симпатизирующая герою графического романа, попадает в нарисованный мир и становится частью истории, созданной воображением художника. Границы стираются. Изящная параллель со вселенной OASISа. 




  • "Faith" (1987) британского певца Джорджа Майкла/George Michael играет в сцене, где в надежде разгадать загадки Холлидэя и приблизиться к заветному "пасхальному яйцу", Парсифаль отправляется в библиотеку. "Faith" - в переводе "вера", без которой у героя нет надежды на победу. Песня входит в дебютный альбом исполнителя, который считается одним из величайших в истории поп-музыки. На 31-й церемонии вручения премии «Грэмми» в 1989 г. он получил награду в номинации «Альбом года». Песня стала одной из первых цифровых записей благодаря революционной Synclavier 9600 Tapeless Studio - вокал писался по очереди, иногда по несколько слов, что было довольно утомительно для музыканта. Но не смотря на сложности, конечным результатом стала  технически отполированная и эмоционально наполненная композиция, навсегда вошедшая в историю музыки.




В книге фигурирует более ранняя композиция (1984), связанная с именем Джорджа Майкла.
Пришлось принять меры - отключить в программе-будильнике функцию повтора сигнала и устраивать себе побудку под композицию "Wake me up before you go-go" дуэта Wham! Я ненавидел эту песню всеми фибрами души, а единственным способом вырубить её было немедленно вскочить. Не самый приятный способ начать день, зато весьма бодрящий.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться".
До начала своей сольной карьеры Майкл вместе с Эндрю Риджли входил в состав английского музыкального дуэта Wham! Коллектив просуществовал всего два года с 1984 по 1986, но даже за это недолгое время добился  головокружительных успехов. Семь синглов дуэта побывали на первых местах британских поп-чартов. "Wake me up before you go-go" стала международным хитом и считается классикой поп-мейнстрима 80х. "Разбуди меня до того, как уйдешь" - не удивительно, что Уэйд поставил её на будильник :) 




  • Песня 1985 года "Stand On It" в исполнении Bruce Springsteen звучит, когда Парсифаль вместе с Эйчем идёт в магазин тратить виртуальное золото, заработанное в пройденном испытании. Брюс Спрингстин - американский рок и фолк певец, двадцатикратный лауреат премии "Грэмми" и один из величайших исполнителей в истории музыки. Его называли спасителем рок-н-ролла, единственным артистом, который объединил рок-н-ролльную пышность 50-х с содержательностью 60-х и переосмыслил их в стилистике 70-х. Его седьмой студийный альбом "Born in the U.S.A."  1984 года стал самым успешным в его карьере, феноменом не только рок, но и популярной музыки. "Stand On It"  в этот альбом не входит, она была выпущена на оборотной стороне сингла "Glory Days".  Песню для саундтрека собственноручно выбрал сам Спилберг. Что интересно, ведь в музыкальной биографии Спрингстина песня почти незаметна - скромно стоит в сторонке и шаркает ножкой. О ней мало информации, известно лишь, что порой он исполнял её на концертах при выходе на бис. В конце 80х её перепел кантри певец Мел МакДениэл/Mel McDaniel ,что способствовало росту его популярности. Композиция фигурировала в саундтреке чёрной комедии 1986 года "Безжалостные люди/ Ruthless People


  • "One way or another"(1978) американской группы Blondie играет, когда Парсифаль, не задумываясь о том, что теперь  над ним довлеет бремя славы, идёт в людное место и становится мишенью почитателей. Самая популярная блондинка 80х Дебби Харри сочинила эту, на первый взгляд позитивную и лёгкую песню, после того, как стала объектом пристального и навязчивого внимания со стороны одного своего поклонника. Наигранная беззаботность песни стала для неё своеобразным механизмом выживания, способом спастись от маниакального преследования и вытекающего из этого страха. Участники группы Blondie не боялись экспериментировать и пробовать новые музыкальные веяния, тем самым поставив себя у истоков эклектичного стиля, который впоследствии нарекут new wave. Третий студийный альбом коллектива"Parallel Lines", в который вошла "One way or another" произвёл фурор и по сей день считается сильнейшим в творчестве группы.В книге в виде техноремикса появляется другая композиция Blondie "Atomic"(1979)- смесь новой волны, рока и диско. Это самый продаваемый сингл Blondie в Великобритании.




  • Погружаясь в прошлое Холлидэя вместе с Парсифалем и Артемидой в поиске подсказки для второго испытания, мы можем заметить на его рабочем столе пластинку англичанина Billy Idol/ Билли Айдола 1981 года "Don't stop".Это дебютный EP музыканта, полноформатный альбом вышел в 1982. Билли стал одним из первых исполнителей, достигших в 80х массовой популярности благодаря MTV. Он создал узнаваемый имидж и превратил себя практически в канонического персонажа своей эпохи. Он соединил панк-рок с новой волной, и эта гремучая смесь стала поп-панком - коммерчески привлекательным гибридом, который гармонично влился в американскую поп музыку, сохранив при этом панковский задор.В фильме музыка Айдола не слышна, но в книге упоминается композиция "Rebel Yell" (1983) со второго студийного (и самого продаваемого) альбома. Это одна из ключевых композиций в творчестве музыканта. Канал VH1 включил её в список 100 лучших песен хард-рока (79-ое место).



  • Когда Артемида зовёт Парсифаля на свидание на заднем плане играет Can't Hide Love”( 1975)  коллектива Earth, Wind & Fire. Песня о девушке, которая отрицает свои чувства к  лирическому герою - он видит, что она не в  силах скрыть любовь, которую к нему испытывает.Стилистически группа  представляла собой гремучую смесь из соула, фанка, ритм-энд-блюза, поп музыки, госпела, джаза и африканских ритмов.



  • Собираясь на свидание, Парсифаль примеряет на себя образы различных музыкантов. Прежде всего он облачается в знаменитый пурпурный костюм Принса/Prince, который тот носил в музыкальном фильме 1984 года "Purple Rain/ Пурпурный дождь". Разработкой, ставшего культовым, костюма занимались дизайнеры Louis Wells и Marie France. Невозможно представить историю музыки без творческого гения Принса, урожденного Роджера Нельсона. Мультиинструменталист, виртуозный гитарист, композитор, эксперементатор - он внёс неоценимый вклад в историю музыки, органично сплетя рок с афроамериканскими мотивами.  Начало восьмидесятых стало временем становления Принса;словно художник он смешивал на своей палитре существующие музыкальные направления, создавая свой уникальный стиль. По такому же принципу он творил и свой сценический образ. Сочетал романтизм и панк, охватывал несколько жанров, не боялся бросать вызов стереотипам и гендерным предрассудкам. Пластинка "Purple Rain"- саундтрек к одноимённому фильму стала абсолютным пиком его карьеры и принесла своему создателю "Оскар."



  • Далее наш герой облачается в красный костюм Короля поп-музыки Майкла Джексона/Michael Jackson и выполняет танцевальное па из революционного клипа,а в большей степени 14-минутного музыкального фильма, 1983 года "Thriler".Самый длинный клип по тем временам. Это настоящее художественное произведение, в котором сочетаются фильм ужасов, комедия, мюзикл, любовная мелодрама. Режиссер видео Джон Лэндис говорил, что видеоклип был навеян фильмом «Американский оборотень в Лондоне» 1981 года. 



Дизайном знаменитого красного жакета Джексона занималась жена режиссёра -успешный модельер Дебора Ландис. Куртка по словам Деборы была сконструирована таким образом ,чтобы придать Майклу больше мужественности жёсткими плечевыми элементами. Красный цвет был выбран потому, что выгодно выделялся на фоне  серых тонов образов зомби. Чёрные полосы в  виде латинской буквы V,символизирующие дьявола, привнесли в образ акцент и выгодно подчёркивали талию певца. Пластинка,в которую вошла песня, по сей день остаётся самым продаваемым альбомом за всю историю шоу-бизнеса. В 1985 году успех альбома был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса как самый продаваемый диск всех времен и народов.


"Мне нравится творить волшебство — создавать что-то настолько необычное и неожиданное, что способно ошеломить людей. Что-то передовое. На пять шагов опережающее мысли людей сегодня", — признавался 23-летний Джексон в интервью журналу "Interview" еще до выхода альбома "Thriller".
Вклад Джексона в мировую культуру невозможно переоценить. Он был не просто успешным певцом, он был иконой. Бесконечно расширяя границы своих возможностей, он расширял вместе с тем и границы поп-музыки. Он мечтал посредством своего таланта сокрушить барьеры, разделяющие людей. Соединив новые музыкальные веяния и первоклассную хореографию, Майкл вывел эстрадное представление на совершенно новый уровень. Поиск танцевальных движений, которые могли бы сделать его выступление более зрелищным привели к знаменитой "лунной походке",которая стала визитной карточкой певца.


Слева направо:промо-фото к видео "Thriller",иллюстрация автора James Alexander, кадр из "первому игроку приготовиться"

Надо отметить, что между Принсем и Майклом шло негласное соперничество. Два амбициозных героя своего времени жаждали догнать и перегнать друг друга в стремлении достичь вершины поп-иерархии.  Но это благородное противостояние было пропитано взаимным уважением. На первый взгляд они были полными противоположностями, но вместе с тем их объединяло многое. Оба были афроамериканцами, первопроходцами новой музыки, оба были одиноки и ранимы, скрывая это за своими сценическими образами. Они даже родились в лето одного года. Их пути к славе были схожи, но представляли собой параллельные линии - им так и не удалось поработать вместе (а как интересно было бы на это посмотреть).


Джексон – невинный ребенок в мужском теле, а Принц – распутный бунтарь. Джексон был изысканным, утонченным вундеркиндом из «Мотауна», а Принц – неотесанным гением-самоучкой с улиц Миннеаполиса. Джексон был мейнстримным коммерческим джаггернаутом, а Принц – альтернативным авангардистом, бросавшим всем вызов. Джексон – сплошь волшебство и чудеса; Принц – секс и неповиновение. Во многом это была новая версия противостояния между очаровашками-«битлами» и плохишами Rolling Stones.
"Человек в музыке. Творческая жизнь Майкла Джексона"  Джозеф Вогель

  • Затем в кадре появляется образ типичного панка. Хотя первая волна панк-рока была феноменом 70-х годов, музыка плавно влилась в 80-е годы, прежде всего на западном побережье Америки, где множество групп создали более концентрированную, быструю и агрессивную форму панка под названием hardcore. На спине куртки изображено лого группы Dead Kennedys - одной из ведущих хардкор-панк групп США 80х. Как и Холлидэй, коллектив любил цитировать прошлое, поэтому их самобытная и сложная для традиционного панка музыка была насыщена заимствованиями из сёрфа, гаражного рока и рокабилли. Впоследствии нашивку с тем же лого мы можем увидеть на куртке Хелен/Эйча.




-Я понимаю тебя -  ты считаешь, что я корпоративная крыса и ничего не смыслю в поп-культуре, но это совсем не так. Когда мне надо выпустить пар я  беру банку колы. врубаю Duran Duran и  играю в Роботрон.
Персонаж Сорренто из фильма "Первому игроку приготовиться"
  •  Переходим к поп-титанам 80-х,которые  были в авангарде знаковых музыкантов десятилетия и многократно упоминаются в фильме и книге  - это, конечно, Duran Duran. Парсифаль примеряет на себя образ Ника Роудса, основателя и клавишника группы, с фотографии 1982 года. Выбрав направление новой романтики, группа не следовала моде, а создавала её. Новая романтика возникла как альтернатива аскетичной панк-культуре и не только не несла в себе социального протеста, но и (согласно Virgin Encyclopedia of 80’s Music) «воспевала гламур, яркие фасоны и гедонизм». Но за фасадом модных одеянияй, которые создавали самые именитые дизайнеры (Perry Haines, Kahn&Bell, Vivienne Westwood, Giorgio Armani),и модных провокационных клипов, вели бурную деятельность изобретательные музыканты. За 1981 — 1982 годы Duran Duran три раза входили в первую десятку хитов США.  Истерия, возникшая вокруг музыкантов была сравнима по масштабам только с битломанией. В книге фигурируют композиции  "Union of the snake" (1983) и"The wild boys" (1984)




  • В ночном клубе, где Парсифаль встречается  с Артемидой, играет песня "Blue Monday"(1983) группы New Order. В  книге она звучит в виде ремикса 1988 года. Возродившись в 1980 из пепла Joy Division, в своей музыке New Order стали смешивать пост-панк и электронную танцевальную музыку, превратив себя в одну из  наиболее известных и влиятельных команд 80-х. Олицетворением свободы их творчества стали минималистичные обложки альбомов и  отсутствие яркого имиджа."Blue Monday" стала самым продаваемым 12-дюймовым синглом всех времен, одной из самых длинных композиций, попавших в британские чарты.



 В конце фильма миссис Гилмор, чудом выжившая после взрыва в штабелях, продолжает щеголять в классных футболках :)  На этот раз принт изображает обложку альбома New Order  «Technique»1989 года. Считается одним из самых лучших альбомов в творчестве группы как кульминация всех достигнутых к тому времени музыкальных находок.


  • В баре роботы бармены носят своеобразный головной убор, который напоминает нам о группе Devo. Название коллектива произошло от слова "de-evolution",которое означает регресс человечества. Так сформировался имидж группы - одинаковые костюмы, идентичные шапочки-пирамидки, так называемые "энергетические купола", похожие на перевёрнутые цветочные горшки. Музыканты использовали их для рециркуляции энергии и считали, что клонированный облик красноречиво отражает ту самую дэ-эволюцию.

 Их подход к музыке был новаторским и изобретательным. С конца 70-х группа играла в стиле нью-вейв, а уже в 80-х переключилась на атональный синти-поп и стала одной из передовых групп этого жанра. Лицезреть шапочки во всей красе можно в клипе "Whip It ". Так же в спальне Холлидэя висит плакат Devo с обложкой альбома  "Freedom of Choice."





 Не доверяя собственному умению танцевать, я загрузил скачанную специально для такого случая программу "Траволтра", которую уже опробовал дома в спокойной обстановке, прежде чем выдвигаться в клуб. Программа управляла движениями моего аватара, синхронизируя их с музыкой, и все четыре мои конечности выделывали в воздухе какие-то бешеные синусоиды.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться" 
На танц поле Парсифаль включает песню из знаменитого музыкального фильма "Лихорадка субботнего вечера/Saturday Night Fever" (1977) с Джоном Траволтой в главной роли. Конечно же, это Bee Gees и открывающая песня альбома-саундтрека к киноленте  - "Stayin' Alive". Песня превратила коллектив в настоящих "богов диско" и стала визитной карточкой их творчества. Интересно, что песня часто используется американскими медиками для тренировки навыков сердечно-лёгочной реанимации, поскольку её темп практически полностью соответствует рекомендуемой частоте компрессий грудной клетки. Вот что песня животворящая делает.



  • В книге во время медленного танца Парсифаль признаётся в любви Артемиде под "Time After Time"(1984) с дебютного альбома Синди Лопер. Песня стала одним из наиболее коммерчески успешных хитов певицы. В 1985 году Синди получила премию «Грэмми» в категории «Лучший новый артист».




  • Следующей в книге звучит "James Brown is Dead"(1991) голландского дуэта  L.A.Style. Композиция считается классикой техно.


Макс, как обычно, запустил плейлист с музыкой восьмидесятых годов. Как только прозвучали первые аккорды,я тут же выпалил название композиции, исполнителя, название альбома и год выпуска:
-A Million Miles Away,The Plimsouls, альбом Everywhere at Once, 83 год.
 И начал подпевать. Знание всех этих песен наизусть могло когда-нибудь спасти жизнь моему аватару.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
The Plimsouls представители американской новой волны, которые достигли пика популярности и распались в 1983 году, когда песня "A Million Miles Away" была включена в саундтрек к фильму "Девушка из долины/Valley Girl."




Я сразу узнал композицию - песню "Change" Джона Уэйта из саундтрека к фильму "Инициация", студия Geffen Records,85 год.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Впервые песня была записана на втором (и по совместительству последнем) альбоме группы Spider в 1981 году1982 британский исполнитель Джон Уэйт/John Waite включил её в свой дебютный альбом, но на тот момент она не принесла ему успеха. Становлению популярности песни "Change" способствовало включение песни в саундтрек фильма "VisionQuest /Зрительный поиск" и ротация клипа на канале MTV.



  • Вернёмся к экранизации. Уэйд получает сообщение от Сорренто о выгодном  обоюдном сотрудничестве. Чтобы переместиться в офис IOI ему необходимо надеть свой визор и коснуться призмы. При контакте с Уэйдом призма преломляет цветовой спектр и напоминает нам об обложке величайшего концептуального альбома всех времён " Dark Side of The Moon"(1973) группы Pink Floyd. Пластинка вошла в десятку самых продаваемых альбомов. "Тёмная сторона Луны" разделила жизнь коллектива на "до" и "после" -  из экспериментального коллектива они превратились в музыкальных титанов.

 Стеклянная призма, раскладывающая свет в спектр, — отсылка к световым эффектам, неизменной части «флойдовского»шоу. Её очертания треугольны, а треугольник символизирует амбиции и навевает ассоциации с пирамидами — космическими и невероятными в равной степени, и весь этот ворох идей так или иначе связан с текстами песен.
Дизайнер обложки Сторм Торгерсон в интервью.


  • Когда Парсифаль/Уэйд встречает Артемиду/Саманту  в реальном мире, на ней надета майка с изображением обложки дебютного студийного альбома Joy Division  "Unknown Pleasures" (1979). Это единственный студийный альбом коллектива, выпущенный при жизни солиста группы Йена Кертиса. Joy Division воплотили в себе суть пост панка - апатичная задумчивость композиций, душераздирающие стихи, замогильный вокал. Группа просуществовала три года и записала две полноценные пластинки. Во время расцвета творческой деятельности коллектива о них знали единицы, но после распада и самоубийства Йена в возрасте 23 лет их слава стала настолько громкой, что один из бывших ее участников саркастически заметил, что смерть Кертиса оказалась для них золотой жилой Joy Division превратились в культ, а оставшиеся участники сплотились в новой группе под названием New Order, о которой мы уже упоминали ранее.




Подойдя к туннелю, я услышал доносящуюся снизу музыку,в которой узнал композицию "Pour Some Sugar on me" группы  Def Leppard  с альбома Hysteria (студия Epic Records, 87 год).
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Песню слышим только со страниц книги. В 2006 году она заняла 2 место в списке «100 величайших песен 80-х» канала VH1. Пик популярности этой группы пришёлся на 1984-89 годы, когда вышли их платиновые альбомы Pyromania и Hysteria. Стиль группы за время творческой деятельности претерпел ряд изменений, двигаясь от хард-рока к глэм-металу.




Из динамиков, висящих на обитых тканью стенах, под бодрые гитарные запилы Брайан Адамс пел о том, что "куда бы он ни пошёл, везде ребята хотят беситься".
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Здесь имеется в виду песня "Kids Wanna Rock" с самого успешного альбома  канадского музыканта Брайана Адамса "Reckless" 1984 года.

Однажды, дойдя до крайней степени отчаяния, я простоял у ворот дворца два часа подряд, держа над головой включённый на полную мощность бумбокс, игравший композицию Питера Гэбриэла In your eyes.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Один из культовых образов кино 80-х -герой молодого Джона Кьюсака с высоко поднятым над головой бумбоксом под окном своей возлюбленной, с льющейся из динамиков балладой Питера Гэбриэла "In your eyes". Это фильм 1989 года "Say Anything..../ Скажи что-нибудь." Первоначально режиссёр планировал использовать песню Билли Айдола  «Got To Be Lover», но понял, что это не совсем то, что он ищет. Включив кассету, которая играла на его свадьбе, Кэмерон Кроу услышал песню Питера Гэбриэла и попросил разрешения музыканта использовать её в своём фильме. Питер поначалу отказался, потому что композиция наполнена очень личной лирикой, но после просмотра черновой версии киноленты, дал своё согласие.
  


Некогда фронтмен группы "Genesis" Питер Гэбриэл в конце 70х решил заняться сольной карьерой. Песня вошла в его пятый альбом под названием "So"(1986). Пластинка возглавила британский чарт, а в Штатах продержалась три недели на втором месте.  После 20 лет в музыкальном бизнесе Гэбриэл наконец стал звездой. А фильм, спустя три года после выхода альбома, подарил этой музыке новое рождение. В Экранизации "Первого игрока" отсылка к  этому моменту приняла другую форму - подняв бумбокс над головой в один из моментов финальной битвы с IOI, дабы поднять боевой дух товарищам звуками песни группы Twisted Sister.



Кадры из кинолент "Первому игроку приготовиться" (2018)  и "Скажи что-нибудь"(1986)

  • Песня колоритной нью-йоркской глэм-металл группы Twisted Sister We're Not Gonna Take It” (1984) становится саундтреком батального побоища пасхантеров и шестёрок из IOI.  Название переводится как "Мы этого не потерпим", лирика направлена против угнетателей, кричит о свободе и праве выбора. Песня вошла под номером 47 в список 100 величайших песен 1980-х годов. Смешав броский экстравагантный имидж с классическим хэви металом Twisted Sister оставили неизгладимый след в сердцах молодёжи 80х. Они стали популярными, во многом благодаря своим клипам. Видео на песню We're Not Gonna Take It о вечном противостоянии детей и родителей было создано под вдохновением от фильма "Зверинец/Animal House" (1978). В  нём снялся актёр Марк Меткалф, играющий  в "Зверинце" пренеприятнейшего персонажа Дуга Нидермайера.




  •  В издании книги на английском во время прохождения  Парсифалем дополнительного квеста, читаем такую фразу "I was rockinlike Dokken" -  игра слов, отсылающая нас к хард- рок группе Dokken, образованной в 1978 году. В русском издании эта отсылка канула в Лету из-за перевода, который прозвучал как:" Жёг напалмом."  Песня "Unchain The Night" с их альбома  "Under Lock and Key " (1985) считается одной из знаковых песен 80х. А песня "Dream Warriors" (1987)  вошла в музыкальное сопровождение фильма "Кошмар на улице Вязов 3: воины сна". Кстати, Крюгера в экранизации"Первого игрока" мы можем увидеть в начале фильма при знакомстве с Эйчем на планете Doom:)




  • "Pac-Man Fever"  группы Buckner & Garcia звучит, когда в книге Парсифаль доигрывает свою идеальную партию в Pac-Man. Pac-Man был разработан в Японии и выпущен в мае 1980 года. В октябре он попал в Америку и быстро завоевал популярность молодёжи. Buckner & Garcia со своей композицией оказались на волне. Песня содержит звуковые эффекты из видеоигры, которые были записаны прямо в супермаркете, где стоял игровой автомат. Впоследствии Buckner & Garcia написали еще пару песен о видеоиграх "Old School Games" и "Wreck-It Wreck-It Ralph."




... открыл дневник Грааля и нашёл в нём папку, посвящённую легендарной канадской группе Rush -любимой группе Холлидэя. Однажды он признался в интервью, что все свои игры (включая OASIS) писал, слушая их альбомы. Он нередко называл троих участников группы - Нила Пирта, Алекса Лайфсона и Гедди Ли - "святой троицей" и "богами севера".[...] Я открыл дискографию группы и выбрал "2112" - концептуальный научно-фантастический альбом, ставший классикой. [...] Заглавной композицией альбома "2112" была, состоящая из семи частей, песня длительностью более двадцати минут. В ней рассказывалась история некоего бунтаря, живущего в 2112 году - в  эпоху, когда фантазия и самовыражение были запрещены законом. Красная звезда на обложке была символом Солнечной федерации - деспотического межпланетного режима, управляемого группой жрецов. О них поётся во второй части композиции, названной "Храмы Сиринги". Из её слов я узнал, где именно следует искать Хрустальный ключ."
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Творчество канадской прогрессив-арт-рок группы Rush, а в частности их альбом 1976 года "2112", играет огромную роль в  книге - на лирике песен основано одно из испытаний, придуманное Холлидэем. Альбом называют концептуальным, но это правда лишь наполовину - песни на оборотной стороне пластинки никак не связаны с сюжетом первой 20-минутной композиции, настоящей рок-антиутопии. Пластинка рассказывает о недалёком будущем, в котором Красная звезда Солнечной федерации захватывает власть над многими мирами и устанавливает там тоталитарный режим. Герой альбома находит спасение в артефакте из прошлого — гитаре, с которой он учится музыке. Жрецы Федерации находят и уничтожают инструмент, из-за чего герой впадает в депрессию и кончает жизнь самоубийством.



Хелен/Эйч носит футболку с лого альбома "2112"

Альбом внесён в список пластинок под названием "1001 Albums You Must Hear Before You Die " Это был их первый «золотой» альбом, а в конце концов он получил трижды «платиновый» статус. Группа отличалась инструментальной виртуозностью, сложными композициями и эклектичной тематикой текстов, основанных на научной фантастике, фэнтези и философии, нередко затрагивающей социальную и  экологическую темы. В книге фигурирует так же композиция Rush "By-Tor and the Snow Dog" и идёт речь о видео на песню "Subdivisions", в котором фигурирет игра Tempest. 

К сожалению, в экранизации важная роль альбома "2112" выразилась только в визуальных пасхалках. Хэлен/Эйч носит футболку с лого альбома, а в детской комнате Холлидэя висит плакат.

Симуляция детской комнаты Холлидэя в OASISе. На стене можем отчётливо разглядеть плакат "2112"

Ещё одним ключевым моментом на пути к обретению Пасхального яйца является американская анимационная музыкальная образовательная детская программа "Schoolhouse Rock!/Школьный рок!"
Оригинальный сериал транслировался с 1973 по 1985 год. Заглавная песня пилотного эпизода "Three Is a Magic Number"  была написана Бобом Дорроу после того, как инициатор создания проекта Дэвид Маккол заметил, что его сын знает лирику всех рок-песен, но никак не может вызубрить таблицу умножения.





Я заметил, что Холлидэй добавил кое-что от себя - древний кассетный проигрыватель "Стерео-8". Над правым плечом у меyz была стойка с кассетами к  нему.  Я взял первую попавшуюся и сунул в проигрыватель. Из внутренних и внешних динамиков робота загремела композиция "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" группы AC/DC, так что у меня аж кресло завибрировало.
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Саундтреком финальной битвы в книге стала музыка братьев Ангус - хард-рок группы AC/DC. "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" с одноимённого альбома 1976 года, песня заняла 24-ую позицию в списке «40 лучших метал-композиций» в рейтинге телеканала VH1. Они играли от души и изобрели свой собственный стиль, повлиявший на однородность их творчества, которому музыканты верны по сей день - простая, грубая, основательная музыка, ставшая одним из столпов классического рока. 



  • В финале фильма в штабелях промелькнул один любопытный и колоритный персонаж -суровый, пожилой и повидавший многое панк. На его футболке красуется лого альбома хэви-метал группы Motörhead "Ace Of Spades" (1980).  Одноимённая песня считается  гимном группы и  входит практически во все сборники и концертные альбомы коллектива. Сосредоточившись в своём творчестве на скорости, агрессии и  тяжёлом звуке, музыканты противопоставили себя доминировавшему в 80-е  высокотехнологичному и мелодичному прогрессив - року и тем самым оказали огромное влияние на формирование тяжёлой музыки.




На спине его куртки, предположительно - аллюзия на лого шотландской группы The Exploited, представителей второй волны панк-рока, играющих хардкор-панк. Группа была образована в 1979 году.  Название первого альбома The Exploited «Punk’s Not Dead», выпущенного в 1981 году, стало одним из известнейших слоганов панк-движения.




  • Приближаясь к финалу наших поисков, хочу сказать, что меня очень удивило отсутствие прямого и основательного упоминания таких культовых фигур своего времени как Дэвид Боуи и Depeche Mode. Хотя многие и говорят, что персонаж Парсифаля выглядит как молодой Боуи, а ремикс песни "World In My Eyes" Depeche Mode сопровождал официальный трейлер фильма. К премьере были созданы несколько плакатов, играющих с ностальгией. На них героев фильмов 80х и 90х заняли аватары главных персонажей. Среди них есть постер к  фильму "Лабиринт/Labyrinth "( 1986), в котором Боуи сыграл Короля гоблинов и исполнил песни, написанные им специально для киноленты.


  • Финал экранизации и начинающиеся титры сопровождаются композицией "You Make My Dreams” (1980) в исполнении американского дуэта Hall & Oates. Hall & Oates продали около 40 миллионов пластинок, что сделало их самым продаваемым музыкальным дуэтом всех времен. Песня об исполнении мечты - лучшее музыкальное сопровождение для хэппи-энда :) Но композиция не была выбрана случайно. Именно её зажигательные ритмы звучали на бракосочетании Эрнеста Клайна, автора романа. Как только Спилберг обнаружил этот факт, то решил использовать его в качестве вишенки на торте.




Поиск пасхальный яиц невероятно увлекательное занятие и вместе с тем тяжёлый труд. Для этого ты должен обладать огромным багажом определённых знаний по теме, внимательностью, терпением и массой свободного времени :)  Некоторые пасхалки в фильме видны невооружённым взглядом и простому обывателю, другие можно заметить только после нескольких внимательных просмотров, а третьи открываются только бывалому меломану со стажем. В книге на русском языке многие пасхалки стёрлись по вине переводчиков.Я не стала заострять внимание в тексте статьи на музыкальных композициях, позаимствованных из оригинальных саундтреков к кинолентам и играм (хотя их было не мало) и сосредоточила всё внимание на музыкальных коллективах, которые сформировали уникальную атмосферу своей эпохи, по которой, как показывает нам "Первый игрок" многие люди ностальгируют по сей день.

P.S. напоследок композиции, прозвучавшие в фильме, одним трек-листом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий