№3. Брайан Эпстайн/Brian Epstein
Смогли бы «Битлз»
добиться такого же успеха, какой имеют сегодня, если бы не Эпстайн? Нет, как я
понимаю. Но теперь это уже не важно, ведь мы все-таки познакомились с ним и
прославились. Если бы он не появился, все мы - четверо «Битлз» и Брайан -
стремились бы к одному и тому же, хотя и шли бы, наверное, разными путями. Все
мы знали, чего мы хотим, мы помогли ему, а он помог нам. Джон Леннон.
«The Beatles. Антология»
Склоняюсь к мнению (и многие со
мной согласятся), что без этого неудачливого замкнутого мужчины из еврейской
семьи, «Битлз», какими мы их знаем
и любим, не существовало бы. Недостающий пятый элемент. Тонкочувствующий,
интересующийся искусством и дизайном (между строк мы читаем «гомосексуалист») Брайан ничего не доводил до конца. Он не
закончил школу, не дослужил в армии, не закончил Королевскую академию драматических
искусств. Спасительной гаванью для него в период самоопределения всегда
оставался семейный мебельный магазин, в который он возвращался собраться с
мыслями. В конце 1950х Брайан, заручившись поддержкой отца, начинает развивать
своё дело - открывает магазин грампластинок
NEMS и с большим удовольствием погружается в работу с головой.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi30RqweN9cj69uwDzKS3v0QSJuVDbL7SZBC1IcKaDQVSWrtJYegUMFbNmTqoXVNb7gs7x6g876TdkEeoWT5Msy9JS5Ku0xgNxuAN_aJ7LJD8MSIhFB_EX7WcEgTLzqxIMT-NX31w74VXqp/s640/109171778.jpg) |
1963 |
28 октября 1961 года порог его магазина переступил некий Раймонд Джонс/Raymond Jones и поинтересовался наличием пластинки «My
Bonnie», которую «The Beatles» записали в Гамбурге вместе с Тони Шериданом/Tony Sheridan. Брайан не имел понятия о том, кто же такие «Битлз» и решил исправить свою оплошность. И
уже 9 ноября Эпстайн впервые услышал, как The Beatles играют в
клубе Cavern в Ливерпуле. Перед ним будто открылся новый мир, он увидел
потенциал для развития. Битлы поразили его своим обаянием, магнетизмом,
энергией, музыкой, да так, что Брайан загорелся во что бы то ни стало стать их
менеджером. После нескольких встреч он добился своего. Эпстайн полностью
поменял имидж группы, создав для ребят интеллигентно-романтичный образ, начал
приучать музыкантов к дисциплине, учил общаться с журналистами и публикой.
Косухи и кожаные штаны уступили место костюмам с иголочки. Брайан держал слово,
отличался редким упорством, работоспособностью, тонким вкусом, безграничным
запасом идей. Он начал штурмовать звукозаписывающие компании, не опустил
руки после множества отказов и добился прослушивания на Parlophone Records у продюсера Джорджа
Мартина. Он беззаветно верил, что «Битлз» по уровню славы поравняются с самим
Элвисом и превзойдут его. Брайан впервые в истории шоу-бизнеса бесплатно
разослал пластинки «Битлз» по радиостанциям Америки, чтобы подготовить почву для турне по США. И Битлы
покорили Америку. Широкими шагами «Битлз» поднимались всё выше и выше,
перепрыгивая через ступеньки, к славе. Брайан создал Битломанию.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEia1zHiL_bXpHXzTzehp9lCQQyA0Mb-u5eBhXIDyvaJPxp5Mi_nTGEvsnkj0htmmmx3XqkJR449gOdVddwaZWX-VMu_I-c_Cok620-uOKhyphenhyphenWLfOeM68EAagei7uCGb0-duSXLvqCX-8cjiT/s640/brianEPSTEINedrftghjk.jpg)
Со временем
для Битлов Эпстайн превратился из менеджера в
настоящего друга. Между ними возникла неразрывная глубокая связь. Во время
поездки к Махариши Махеш Йоги за поиском смысла жизни, они узнали о смерти
Брайана. В августе 1967 года в возрасте
32 лет он скончался от передозировки
снотворными препаратами - самоубийство это или трагическая случайность уже не
понять. После отказа «Битлз» от гастрольной деятельности, роль Брайана в жизни
группы практически сошла на нет, ребята отдалились от него. Брайан переживал о
том, что они не станут продлевать с ним контракт. Ведь «Битлз» стали его
лучшими друзьями, его жизнью, и чувство, что он их теряет, повергло его в
депрессию. Сам Леннон часто называл его «пятым битлом» и до конца своей жизни
чтил память о нём.
Думая о вкладе Брайана в успех группы, я понимаю, что не познакомился бы с «Битлз», если бы не Брайан. Кто знает, что стало бы с ними, если бы они не встретились с Брайаном? Кто знает, вошёл бы Ринго в группу или нет? Слишком много "если", которые никто не способен оценить.
Джордж Мартин. «The Beatles. Антология»
№4.Джордж Мартин/George Martin
Нет, речь пойдёт не об авторе "Песни льда и пламени." Джордж Генри Мартин родился 3 января 1926 года в Лондоне в семье плотника. С юного
возраста он занимался игрой на фортепиано и в 16 лет организовал в школе
инструментальный ансамбль. В 1943 году поступил на службу в военно-морскую
авиацию Королевского флота. После Второй мировой войны он работал в отделе
классической музыки на BBC, а затем перебрался в штат одной из крупнейших
звукозаписывающих компаний EMI. Ещё один великий человек, без которого «Битлз» могло бы не быть вовсе. Глава лейбла
Parlophone,человек с высокой музыкальной культурой, почти бессменный продюсер,
наставник и друг, виртуоз в своём деле,
экспериментатор, волшебник звука, прирождённый аранжировщик. Стройный и элегантный, строгий, но
справедливый, обладающий великолепным слухом и чувством стиля. Именно он
поверил в «Битлз», когда все остальные
звукозаписывающие компании не захотели принимать группу всерьёз. Поначалу Мартин правил сочинения Леннона и Маккартни только советами и предложениями. Начиная с «Yesterday» стала использоваться оркестровка. И чем
дальше, тем всё большее влияние Мартин оказывал на музыку «Битлз». Благодаря его мастерству стали возможны самые смелые и
странные задумки участников группы (так в «Tomorrow Never Knows» Леннон попросил,
чтобы его голос звучал так, будто доносится из Тибета). Без него не было бы
симфонического звучания, плёнки, проигранной задом наперёд, сложных записей
сразу на несколько магнитофонов - этой великолепной смеси авангарда и классики.
Как продюсер я не внес заметного вклада в их стихи. Если стихи мне не слишком нравились, я говорил им об этом или предлагал написать еще восемь тактов и т.п., но обычно они приносили мне уже готовые песни. Мои предложения обычно касались только аранжировки. Джордж Мартин. «The Beatles. Антология»
С прекращением гастрольной деятельности The Beatles, роль Мартина
достигает своего апогея. Для «Yellow Submarine» оркестр записывает всецело инструментальную
сторону альбома, полностью сочинённую Джорджем Мартином. Многие композиции
рождаются именно благодаря его видению и чутью - так «A Day In The Life» была скомпонована из
двух разных песен Леннона и Маккартни, к которой Мартин добавил от себя
эффектную кульминацию с невероятным фортепианным аккордом, исполненным в десять
рук. Рыцарь, член Зала Славы
рок-н-ролла, обладатель 6 премий Грэмми -
после распада «Битлз» он продолжал
помогать им в создании сольных альбомов.
Пол Маккартни называл его своим «вторым отцом», без него в группе
не было бы лучезарного Ринго Старра. Из врождённого чувства такта Мартин
никогда не претендовал на титул «Пятого Битла», но кто, если не он,
достоин носить это звание?
–О The
Beatles всегда говорили – и они сами о себе говорили, – что это четыре части
одного и того же человека. Что случилось с этими четырьмя частями? – Они
вспомнили, что они – четыре самостоятельных индивида. Видишь ли, мы тоже верили
в миф о The Beatles. Не знаю, верят ли еще в него остальные. Нас было четверо…
Я познакомился с Полом и спросил: «Хочешь войти в мою группу?» Потом появился
Джордж, а позднее Ринго. Мы просто образовали группу, ставшую очень, очень
популярной, вот и все. Из интервью с Джоном Ленноном.
В психологии существует четыре, всем известных, типа человеческого
темперамента. Задумавшись о том к какому из них относится каждый участник
группы по отдельности, я наткнулась на статью Александрова Н.Н. «О The Beatles c
любовью», где автор
распределил типы так:
Джон Леннон- сангвиник (легок, подвижен, общителен, с живой мимикой).
Пол Маккартни - холерик (импульсивен, стремителен, вспыльчив, быстрая
смена состояний).
Джордж Харрисон - меланхолик (застенчив, глубок в переживаниях, более
слабый, подчиненный).
Ринго Старр - флегматик (инертен, устойчив, постоянство чувств
настроений)
По-другому к этому вопросу подошел Юлий Буркин, автор книги «Осколки неба, или Подлинная история
Битлз».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjNFWlcqCBfslQOteGWlorSYjY58W67Vd_48xAPVQyyXMJhhj_4aYXxfX100HFVd6h8J-Kwe_L8qBwJX8idIwIjnrk2hJkwHie1QRC8u-7iFaBBDiDNzCI5t_WH5r-IozzXm3Nj1jWTEIeP/s400/tumblr_lycbzmCe9Q1r1q279o1_500.jpg)
Джон Леннон - меланхолик (нейровозбудимый интроверт -дерганый, скрытный,
мрачный склонный к депрессиям).
Пол Маккартни - холерик (нейровозбудимый экстраверт - активный мажорный, подвижный).
Джордж Харрисон - флегматик (слабовозбудимый интроверт - созерцающий).
Ринго Старр - сангвиник (слабовозбудимый экстраверт -бесшабашный.
дружелюбный со всеми) Не так важно «ху из ху», важно то, что факт
остается фактом - четыре Битла взаимодополняли
друг друга, компенсировали недостатки и
слабости, усиливали лучшее друг в друге. Когда смотришь на них в первый раз - «Битлз» кажутся совершенно
идентичными со своими одинаковыми прическами и в костюмах с иголочки. Их голоса
на ранних записях кажутся неразличимыми. Но чем больше всматриваешься в
фотографии, чем больше вслушиваешься в музыку - тем больше отличий видишь,
начинаешь различать оттенки и нюансы, которые каждый из них привносит в общую
картину. Каждый из них был цельной
единицей, харизматичной и интересной личностью, но вместе они стали чем-то
воистину грандиозным, единым целым. Каждый из них в рамках квартета имел
возможность реализовывать свою творческую энергию, которая автоматически
умножалась в четыре раза. «Битлз» были чем-то большим,
чем просто сумма частей...
Я считал, что между нами существует какое то волшебство и телепатия. Когда мы работали в студии, иногда возникало что то... неописуемое. Хотя нас было четверо, мы становились единым целым, наши сердца бились в унисон. Но стоило подумать: «Как здорово я играю! » и это ощущение пропадало. Ринго Старр. «The Beatles. Антология»
The Beatles были настоящей группой, единым целым. Они не делились по принципу «солист плюс аккомпанирующий состав», как это происходило в большинстве групп конца 50х – начала 60х годов: Бадди Холли и The Crickets, Билл Хейли и The Comets, своя группа – The Jordanaires - была и у Элвиса… Кто сейчас вспомнит музыкантов, входивших в состав этих групп? Очень немногие. Все помнят только солистов, фронтменов. А The Beatles – всех четверых – знают и помнят все. Потому что они сами сочиняли свою музыку, сами пели, сами аккомпанировали и при этом каждый взятый в отдельности был личностью.
Артемий Троицкий
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg0uENFCuBQGmwFNMnTJ_m0b2GuU7RiTSwrlYBHx_wWnFtk_p15ZBFGCO7vIsFCO_vAQdCUBWsLE8KsK60btm361HnR0V-TxPv9XjR91ZtSgZ8Hl4X4JO18xdd83fRXYY-ckgi91YF20lrS/s640/The+Cavern%252C+Liverpool.+25+March+1963.jpg) |
The Cavern, Liverpool. 25 March 1963
–– Что такое были «Битлз», когда вы услышали
их?
– Это была религия. Я до сих пор не знаю, в чем вообще секрет их
воздействия. Да и никто этого, думаю, скоро не объяснит.
Из интервью с Андреем Макаревичем.
Для некоторых «Битлз» стали чем-то сродни
четвертой мировой религии. В 1967 году гуру и главный идеолог употребления ЛСД
Тимоти Лири/Timothy Leary возвестил о том, что «Битлз» посланы на землю
Богом с целью создания «новой расы смеющихся
свободных людей» и назвал их евангелистами: «Посыл из Ливерпуля -
это новейший завет, провозглашённый четырьмя евангелистами-святыми Джоном,
Полом, Джорджем и Ринго. Прошло совсем немного времени, как неотесанные сыновья
плотников из Ливерпуля стали одними из самых влиятельных голосов в мире. Святые
менестрели. Электронные инструменты божественной благодати.»
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi7qgzI3yrn6kPGygUy_BxWSr_fvaEZK3RlX9Qp5_WKUhQ6Dz4m2U2Zj00uejghBij7GguVOFZDTPc1DMNtD4oRxU8I8POoLbXsOoS7mFIpf5RvRivIXG40ueJhoolOJ2zHuwYH0VDNm94o/s640/hc-timothy-leary-ram-dass-real-art-ways-1110-20161109.jpg)
Обратную сторону медали показал нам небезызвестный Чарльз
Мэнсон/Charles Manson- хиппи-музыкант и создатель секты, которая впоследствии
была наречена «Семьей Мэнсона». Любовь Мэнсона к музыке «Битлз» приобрела
несколько нездоровый характер, приправленный извращённым фанатизмом. В
своих проповедях Мэнсон смешивал библейские истины, песни Битлов, свои
собственные мысли. Если для Лири Битлз были Евангелистами, то Мэнсон увидел
в них Всадников Апокалипсиса, которые через песню «Helter
Skelter» оповещали человечество о грядущем конце света, расовых распрях и
призывали к расправе над неугодными. Белый альбом он заслушал до дыр,
выискивая в нем мысли и призывы, созвучные его неадекватным убеждениям.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjBL3YhaULfl0yONQGhV9dcb3kWL-UmE5h0HplQNj-8uCEGj_h7V5rxTloMb2U3N_y7xk4rArf2AawY55SwOVY19uaUsKS8Vpi2FnkretDkAIqcqAC_JodELsofjMcjqwNtVqPtLvD0eFhb/s640/charles-manson.jpg)
Тревожную мешанину звуков «Revolution 9» он интерпретировал как отсылку к строкам девятой главы Откровений. «И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.» Это, конечно, «Битлз». В стихах фигурирует так же пятый ангел, в котором Мэнсон углядел себя самого. Мэнсоновская битломания в 1969 году привела к кровавым ритуальным убийствам беременной Шэрон Тэйт вместе с её гостями и супружеской четы Ла-Бьанка. Среди кровавых надписей, оставленных убийцами на стенах домов было и название битловской песни, выведенное с ошибкой HEALTER SKELTER.
- Ты говоришь, что мечта ушла. Мечтой было и то, что The Beatles были
Божеством или посланниками Божьими и, конечно, ты сам как Бог…- Да. Если Бог есть, то мы все – Он. Джон Леннон. Интервью Яну Веннеру
|
№5. Йоко Оно/Yoko Ono
Жёлтая, обезьяна, ведьма. Женщина, по мнению многих фанатов, повинная в
распаде группы. Главная любовь в жизни Джона Леннона, родственная душа,
вдохновительница, духовный наставник, мать, любовница. С ней основатель «Битлз»
будто родился заново, научился дышать полной грудью и обрёл себя. Всё началось с яблока, подзорной трубы и слова «да»,стремянки и воображаемого гвоздя
в 1966 году - экспонатов концептуальной выставки , на которую Леннон попал до её
официального открытия. Йоко Оно искала себе мецената и, почувствовав
расположение музыканта, стала завоёвывать его, присылая мотивирующие и романтические записки: «Дыши», «Танцуй»,
«Смотри на огонь до рассвета». Она часами просиживала у ворот его дома, надеясь
попасть внутрь, и японку совсем не смущало, что на тот момент Джон был уже
женат. Такое поведение сначала раздражало Джона, потом стало удивлять, а под конец заинтриговало. Она совместила в
себе качества двух главных женщин в его
жизни - своими упорством, твёрдостью и целеустремлённостью она была похожа на
тетушку Мими; странными, но очаровательными выходками напоминала Джулию,
покойную мать.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh-NcmU__AfMKmT9oo8fuDuyAEHF5vh_9yl58THFSnznhWYO1gobi-Jf34SoLfdV6S20a3-xowkHR_FpGskjJu5AiufYdoTyiQlTQ3aCHfIe4r1-_i7cX7CdB2Nu2EzyjdId8-LjBGq0yyi/s640/%25D0%25BF%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25B2.jpg)
Наравне с ЛСД Йоко стала его порталом к
иному восприятию реальности. Она тесно вошла в его жизнь, и,
соответственно, в жизнь «Битлз», что
совершенно не радовало остальных участников группы. Джон был неразлучен с Йоко
и стал приводить её в студию, где художница предпринимала попытки влиять на
музыку. Атмосфера в группе все больше накалялась, начались трения и размолвки.
Это напрягало, потому что почти всегда мы, все четверо, были очень близки
и ревниво относились друг к другу. Нам не нравилось, если рядом появлялись
чужаки. А Йоко и была как раз этим чужаком (не для Джона, а для нас троих).
Студия объединяла нас - вот почему мы работали так успешно. Все мы старались
ничего не замечать, ни о чем не заговаривали, но все-таки ее присутствие
чувствовалось, а по углам уже шептались. Она ничего не понимала в музыке, но
указывала, как Полу петь, а мне играть на барабанах. Мы были в бешенстве, но
ничего не могли с этим поделать. Джон будто не слышал нас. Ринго Старр. «The Beatles. Антология»
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjGAJqrKdGfgBckwHT7NH4Lm1glz_0TQk5bVCacmmoDY44MkAmxmdtAWta0FBdQEqEER7VtRCmHIWMbjLyjfD8byK_2zlRN5YptGvhO9EI61DJHXMxbZShkGRJfS2-Zu-N7xxwkYyBJ6GaO/s640/562de9079c1c75485f0e533996fa9121.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgvKmllMlOCsUX1mfOaf2lvJ2z5UrZ-yDSXkiUlKKGHgrhlWmu4UK1lI1-yonKGLH2tpQoYvqCvrv3sQh6CDSsDuWBzo-ynxerpla9YNG_vGZ97JZZYrpj-c93QzciqpwsBc-j_aXP7CFbp/s400/1f3de092b6391bd4932ce178bf6626af--john-lennon-and-yoko-yoko-ono.jpg)
Число четыре часто имеет структуру 3+1, в
которой один из элементов занимает особое положение или обладает
несхожей с остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а
четвертого - ангел). Именно четвертый, дополняя трех других, делает их Едиными. Если
исходить из этого, то «Битлз», как единое целое перестали существовать в момент
судьбоносной встречи Джона и Йоко. Начиная с 1966 на альбомах
ливерпульской четвёрки всё более заметной становится индивидуальность каждого
члена группы, но поначалу сохраняется стилистическое единство и концепция
пластинок. «Белый альбом»1968 года состоит из 30 совершенно разных по
стилистике песен - во время его записи музыканты уже ни о чём не
советовались друг с другом, а приносили в студию готовый материал. Здесь
«Битлз» больше нет, есть отдельные солисты, соревнующиеся за первенство. Участники
группы параллельно записывают материал для сольных альбомов. В это время Джон
всё больше отдаляется от коллектива и создаёт совместные записи с Йоко.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiEChw-iaiUd7lI4muOCEN8jv__i1ctbLoEko2-c0UJLrIS4CSCupzgPubEI0XcvtFy00ag_9UhnEUpHrHMn8BTEzqYhodzbdqmfmOdowXz7Wo0oYgyKOqgNah-VxH7u5XqClzQMwhA1hZs/s400/1365891702-0.jpg)
В 1969 выходит пластинка «Abbey Road», где практически каждая, написанная Ленноном, песня посвящена или связана с Йоко.
Она взяла его за руку и показала новый путь для существования и развития, не всё было гладко в их
отношениях, но они жили в унисон, пока пули Марка Чемпмэна не унесли жизнь
Леннона. Возможно, в глазах многих он стал подкаблучником, но главным остаётся
одно - Джон был счастлив.
Мысль об уходе зародилась ещё до встречи с Йоко, но, когда я познакомился
с ней, это было так, как будто она моя первая женщина. А когда у тебя появляется женщина, ты оставляешь приятелей в баре, а сам уходишь.
Ты уже больше не играешь с ними в футбол или, там, на бильярде. Некоторые,
правда, продолжают играть- но только по пятницам, вечерами. Но когда я нашёл свою единственную женщину, интерес к
друзьям пропал, они стали просто школьными приятелями не более. Джон Леннон . Из интервью журналу
Playboy
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEix_knlrjlOL-36Y81fb34M0I8sZHrJjEkxmKLIffB7l6p4oYJMAAvM8jkN9O4DIIedMhc90I1zq60yOOA3GtD8jp_hGkvElgQxGrY35OQztt2GEmfDgbNXDMvq06LTqK1YXJFpKNdrEjoh/s640/maxresdefault.jpg)
Мы - единственные четыре человека, которые видели Битломанию изнутри, поэтому мы
связаны навсегда, что бы ни случилось. Пол Маккартни
На протяжении всего существования группы находились те, кто считал себя
(или кого считали) пятым Битлом. Эти люди прикасались к магии «Битлз», влияли в
большей или меньшей степени на судьбу и музыку коллектива. В этот список не
вошло множество имён, но мне не хотелось нарушать магию чисел. В процессе
работы над статьёй наткнулась на материал
журнала Rolling Stones с совершенно очаровательным названием «Пятая нога жука»,
где вы можете ознакомиться с остальными
претендентами на титул «пятого Битла».
The Beatles чувствовали друг друга с полуноты, создавали музыкальное волшебство,
пронизывающее насквозь. Даже после распада и после смерти двух участников они
остаются неделимыми в сердцах тех, кто ценит и любит их незабвенное творчество. И главным пятым
элементом в этой истории, который способен создать единое целое из разрозненных
частей, навсегда останется Любовь. Ведь она, всё, что нам нужно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий