Мы не просили эту комнату или эту музыку. Нас в нее пригласили.
Следовательно, так как тьма окружает нас,
Нам нужно повернуться к свету.
Давайте терпеть лишение, чтобы радоваться малому.
Боль дана нам, чтобы изумляться радости.
Жизнь дана нам, чтобы отрицать смерть.
Мы не просили эту комнату и музыку.
Но раз уж мы здесь… Давайте танцевать.Стивен Кинг для сериала 11/22/63
Думаю, у каждого человека, не представляющего свою жизнь без музыки, есть любимые кафе, бары, рестораны, где он приятно проводит время за прослушиванием местных коллективов или приезжих гостей. Посетитель приходит за незабываемой атмосферой, которую создают множество факторов — вежливость и расторопность официанток, кулинарные таланты шеф-повара, ловкость и креативность барменов, фоновая музыка, профессионализм и энергетика приглашенных музыкантов… И обстановка, которая в этом списке стоит далеко не на последнем месте.
Посредством грамотного дизайна с тщательно проработанной концепцией заведения (вкупе с качественным обслуживанием и интересной шоу программой, куда же без этого) можно сделать, случайно забредшего на огонёк, гостя своим постоянным посетителем. Чаще всего «дизайн» сводится к развешиванию по стенам фотографий музыкантов и виниловых пластинок, которые тоже радуют глаз меломана, но дизайном могут именоваться с очень большой натяжкой. Главное в этом деле, чтобы оформлением занимался человек, проникнутый темой, горящий и увлеченный, тогда интерьер, выполненный с большой фантазией и любовью, будет служить своеобразным порталом в совершенно другую вселенную, переносить во времени и пространстве. Общая идея, продуманность каждой детали, акценты и доминанты, игра с фактурами, насыщенность элементами, на которых хочется задерживать взгляд — вот средства, которыми можно добиться нужного результата. И если в помещении тишина, а стены все равно поют — то задача достигнута.
Как сказал Билли Гиббонс из ZZ top: «Рок-н-ролл и автомобили всегда имели синергетическую связь.» Ведь рок-н-ролл — это бесконечное движение, ветер в волосах, свобода, и поэтому он так гармонично переплетается с дорожной тематикой. А сколько песен посвящено автомобилям и не сосчитать. Во многих интерьерах рок-баров музыкальная и дорожная тема тесно переплетены. Таков хабаровский бар «Гараж», над интерьером которого трудилась команда дизайн-студии Икра.
Ты попадаешь в стены (и какие невероятные стены!) этого места и понимаешь, что ты дома, становишься частью семьи — ГАРАЖанином. Дружный и доброжелательный персонал, прекрасная кухня, правильная музыка, авторские концерты, выступления местных коллективов, джем сессии, тематические мероприятия — Рай меломана, не назовешь по-другому. Помещение небольшое, но наполнено интересными деталями, которые можно рассматривать бесконечно — ничего лишнего, все на своем месте, и это совершенно потрясающе. На кирпичных стенах — художественно оформленные цитаты из песен, навсегда вписанные в историю музыки.
Ритм Блюз Кафе в Москве было основано в 1998 году Стасом Наминым при поддержке Андрея Макаревича и Валерия Меладзе и считается первым музыкальным клубом в России. Больший интерес тут представляет не интерьер, а фасад здания, который оформлен фреской в технике масляной живописи с коллажом из портретов более сорока мировых звезд рок-музыки. Многие из них, побывавшие здесь лично,(Rolling Stones, Ringo Starr, Status Quo, Depeche Mode и другие) оставили на фасаде свои автографы.
Интерьер, переносящий в атмосферу 70-х украшен редкими фото музыкантов, музыкальными инструментами, пластинками, вырезками из печатных изданий прошлых лет. Колористическое решение в коричневых тонах создает спокойное, созерцательное настроение, что как нельзя лучше подходит для прослушивания живой музыки в стиле ритм энд блюз.
Интерьер ресторана с музыкальной тематикой в Кишенёве выполнен студией Zen Design. Ресторан условно разделён на две зоны — минор и мажор, олицетворяя то, что человеческая жизнь всегда балансирует между двумя этими ладами. Дизайнерское решение потолка в мажорном зале представляет собой спираль из объемных клавиш, плавно перетекающую в декор сцены. Несущие колонны и технические коммуникации были задекорированы авторами проекта под акустические системы.
В минорном зале главным акцентом является прорезная композиция из стали. Пространство стен грамотно и со вкусом обыграно по принципу музейной инсталляции — выступающие на разных уровнях консоли и рамы служат витринами для фотографий титанов классической музыки, рок и джазовых исполнителей. Так же интерьер наполнен музыкальными инструментами, а для полного погружения в атмосферу поздних шестидесятых в интерьер включены катушечные магнитофоны и виниловые проигрыватели. Музыка льётся из каждой детали благодаря досконально продуманной концепции интерьера.
Блюз кафе в Москве специализируется на джазе, по вечерам здесь играет живая музыка. Небольшое кафе, расположившееся в квартире сталинского дома, по задумке авторов воссоздает атмосферу Чикаго 30-х годов. Теплое ламповое место, создающее особое настроение, уводящее от повседневности. Ощущение уюта было достигнуто благодаря деликатному подходу оформителей к деталям, нюансному цветовому решению, мягкому свету. Доминантой интерьера является, встречающий вас на входе, струнный смычковый инструмент (который я не смогла идентифицировать), совмещенный со стилизованной афишной тумбой, с которой на посетителя взирают великие джазовые исполнители прошлого. И стоит всего лишь на секунду прикрыть глаза, чтобы перенестись во времена Джона Ли Хукера, Эдди Барнса и забыть что за окном шумит Москва…
TNT ROCK CLUB в Минске начался с мечты (название, как вы уже догадались связано с одноименной песней группы AC/DC). Заказчик, большой любитель рок-н-ролла, за свою жизнь собрал огромную коллекцию пластинок, афиш, музыкальных инструментов с подписями музыкантов и решил поделиться своими сокровищами с единомышленниками и другими ценителями, открыв тематический бар. Воплотить мечту в жизнь смог столичный архитектор Александр Трусов со своей командой. В результате появился своеобразный музей рок-культуры, где представлены аналоговые гитары, барабанные палочки, медиаторы, предметы одежды известных во всем мире рок-музыкантов.
Три зала (танцпол с баром, дневное кафе, VIP-зал ) дают возможность заново пережить основные вехи развития рок-культуры. В решении интерьеров много интересных находок. Потолок декорирован плакатами с факсимильными подписями музыкантов. Пол в одном из залов выстлан оригинальными виниловыми пластинками из коллекции заказчика (в количестве 576 штук), поверх них — прозрачный наливной материал, который надежно защищает музыкальные носители от истирания. Осветительными приборами в помещении служат барабаны от трёх ударных установок, а на летней веранде эту роль выполняют кофры от гитар и духовые инструменты. Авторам удалось поймать взрывной и бунтарский характер рок-музыки — интерьер полон метафор и создаёт атмосферу, вызывающую массу ассоциаций и воспоминаний. По выходным здесь проводятся живые выступления местных коллективов, исполняющих свои авторские композиции.
Дизайнеры агенства StreetArt разработали в Екатеринбурге интерьер бара DoubleGrill&Bar и интегрировали в него бренд производителя виски Ballantine’s. Основной концепцией стала Диплопия — медицинский диагноз, обозначающий нарушение зрения, заключающееся в раздвоении видимых объектов. С одной стороны это связано с названием бара, ведь «double» в переводе с английского – двоящийся, а с другой — с тем, что заведение питейное, и диплопия порой является прямым следствием переизбытка алкоголя. Заведение позиционирует себя как американский бар 20-30-х годов, а слоган бренда Ballantine’s звучит как «Work&Rock», поэтому музыкальная стилистика стала идеальным выбором для дизайнеров.
В интерьере заведения с современным дизайном использованы состаренные материалы, уникальные дизайнерские разработки:
- Выполненная на заказ шедевральная Паропанковская гитара с деревянным корпусом, медными и латунными элементами, которые были найдены на развалах блошиных рынков.
- Осколки разбитой гитары Ibanez в багетных рамах — законсервированный во времени апогей выступления рок-музыканта.
- Цитаты великих рок-музыкантов на барных стульях.
Одна из стен выполнена в духе поп-арта и заполнена портретами Тома Йорка.
Андрей Колоколов, арт-директор агентства StreetArt: «Бар сделан в индустриальной стилистике Америки тридцатых годов, а Ballantine’s ассоциируется больше с музыкальным направлением brit-pop. Мы взяли фигуру Тома Йорка, как культового представителя этого направления, и сделали своеобразный индустриальный поп-арт. Так получились 4 портрета Тома Йорка, сделанные краской, штукатуркой, ржавчиной и сваркой. А так как Ballantine’s ассоциирует себя с роком, мы сделали еще и диван-косуху: он черный, кожаный, с клепками и похож на рокерскую куртку».
Битлз уже status quo — вещь, которая не меняется. Это потребность души. Постоянная радость, не меняющая своей ценности.Николай Васин (главный битломан СССР)
Ну, и перед десертом вставлю свои пять копеек. На диплом бакалавра я делала проект тематического кафе, и так как являюсь заядлой Битломанкой, то тема Ливерпульской четверки для меня была единственно возможной. Так появился проект кафе «Fab Four», носящий эскизный характер.
Просуществовав, как творческий коллектив десять лет, The Beatles стали символом целой эпохи, претерпев при этом значительные преображения, как на музыкальном поприще, так и в имидже. На раннем этапе, одетые в безупречно сидящие строгие костюмы, они исполняли классический рок-н-ролл. На завершающем этапе они показали себя как гениальные сочинители и музыканты, экспериментируя со звучанием. В песнях появились психоделические настроения, влияние движения хиппи нашло отражение во внешнем облике. Этот контраст между начальным и завершающим этапом творчества лег в основу замысла дизайна.
Вестибюль — собирательный образ Лондонских и Ливерпульских улиц. Элементы ворот знаменитого, благодаря одноименной песне, приюта «Strawberry fields», афиши, имитация витрины магазина, трафаретное изображения Лондона — такие детали привносят в интерьер долю динамики и энергии города. Помимо обеденных залов в кафе предусмотрен концертный зал, вдохновлённый альбомом и фильмом «Hard day’s night». В фильме есть эпизод в поезде, поэтому предпринята попытка стилизовать посадочные места под своеобразные купе, где посетитель соседствует с музыкантами, попивающими чай. Ну и куда же без музыкальной сцены для исполнения рок-н-ролла местными кавер — командами.
Зал, посвященный позднему периоду творчества, выполнен в духе поп-арта и тесно связан с темой Yellow Submarine. Желтый, белый и зеленый цвета символичны. Желтый — та самая желтая подводная лодка, цвет зеленого яблока — студия грамзаписи «Apple», открытая музыкальным коллективом, белый — «Белый альбом», который стал первой пластинкой выпущенной «Apple.» Первоначальная задумка решения потолка состояла в том, чтобы перевернутая вверх дном субмарина своими перископами освещала помещение. Но полет мысли, к сожалению, не всегда совпадает с техническими возможностями. Больше видовых точек и кое-какие чертежи можно посмотреть здесь.
Через год после выхода альбома (который увидел свет в 1970 году) музыкантам позвонили Айзек Тайгретт и Питер Мортан и попросили разрешения использовать название кафе с оборотной стороны обложки для своего заведения, которое они задумали открыть в сердце Туманного Альбиона. Возражать никто не стал. Первое Hard Rock Cafe открылось в Лондоне летом 1971 года и вскоре стало очень популярно. Во многом благодаря названию, в заведение, как бабочки на свет, стали стекаться музыканты и поклонники рок-музыки.
Превращение заведения в своеобразный музей началось с шутки и Эрика Клэптона в 70-х. Клэптон стал постоянным посетителем, подружился с хозяевами и, облюбовав себе столик, попросил повесить над ним табличку, тем самым зарезервировав его. Хозяева предложили музыканту оставить свою гитару, которую они прибьют к стене над столиком. Так и сделали. Некоторое время спустя в ресторан пришла посылка, в которой была обнаружена гитара Gibson Les Paul с приложенной запиской: «А моя не хуже. С любовью, Пит». Это была гитара Пита Таунсенда из группы The Who. И понеслось… Музыкальные инструменты, одежда, платиновые альбомы, нотные рукописи, автомобили и многое другое. Кое-какие реликвии приносили в дар, другие приобретались с помощью аукционов и пожертвований. Сейчас коллекция включает в себя около 70000 предметов, которые украшают стены Hard Rock Cafe по всему миру.
Hard Rock Cafe отличает уникальная атмосфера, льющаяся со всех сторон громкая музыка, живые выступления именитых музыкантов и местных команд и — возвращаясь к теме нашего разговора — невероятные интерьеры. Над разработкой помещений корпят дизайнеры и архитекторы международного уровня, которые со знанием дела и большой ответственностью подходят к каждой детали. Многие интерьеры были выполнены студией Fuse Studios . Обстановка первых заведений была весьма схожа, но теперь каждый новый ресторан проектируется со своим индивидуальным дизайном. Так как география ресторанов очень обширна, и каждая страна имеет свои традиции, стилевые предпочтения, то поле для работы мысли нанимаемых дизайнеров воистину безгранично. В работе над интерьерами они соединяют рок-н-ролльную стилистику с современным дизайном, с этническими элементами, с уже устоявшимися классическими стилями.
Так, кафе в Вене (Австрия), выполненное в духе эклектики, включает в себя помпезные детали, имитирующие венское барокко. Доминирующий в интерьере красный цвет напоминает о бархате оперных театров, ведь Вена — музыкальный город с большой историей, колыбель классической музыки, дом Моцарта, Бетховена, Штрауса, Шуберта. Интерьер ресторана во Флоренции (Италия), расположенного в старинном здании бывшего кинотеатра, тактично сохранил элементы прежней обстановки — люстры, барельефы, подарив им новую жизнь в обновленном интерьере.
*эклектика — смешение в интерьере характерных черт нескольких стилей.
В каждом из ресторанов всенепременно есть сцена для выступлений музыкантов и повсеместно висящие экраны. Большую роль играет освещение, которое создает нужную атмосферу в дневное и вечернее время, ну и куда же без неона. Интерьеры ресторанов насыщены необычными деталями и индивидуальными разработками дизайнеров, навеянными поэтикой музыки и романтикой музыкальных инструментов. Hard Rock Cafe в Праге (Чехия) поражает своей невероятной люстрой из 9600 стеклянных шаров, которые подвешены на струнах разной длины, образуя трёхмерную гитару, парящую в пространстве. Мне повезло видеть это воочию — неизгладимое впечатление.
В Стамбуле (Турция) ключевым элементом в дизайне является медиатор, который повторяется в виде светильников и стеклянных витрин для рок-реликвий. По словам дизайнеров это сделано потому, что медиатор схож по форме с элементами традиционных турецких узоров, которыми украшали ткани и керамику. Предполагаю, что в виду имеется «бута» или, как говорят в народе «турецкие огурцы». Так же Турция славится тем, что в ней берёт свое начало история производства тарелок для ударных установок. В Стамбуле располагается несколько именитых фабрик, качество продукции которых проверено временем, в том числе Zildjian и Masterwork. Этот важный факт дизайнеры так же использовали в качестве своеобразной изюминки интерьера.
В Брюссельском ресторане царит богемная атмосфера, взгляд притягивают необычные дизайнерские решения — коллаж из гитар, светильники из винтажных микрофонов. На самом деле интерьер вызывает ассоциации со сказкой о девочке Алисе незабвенного Льюиса Кэролла. Рок-н-ролльная Страна Чудес. В ресторане Амстердама (Голландия) изюминкой являются динамики на стенах (как настоящие, так и бутафорские), которые маскируют систему вентиляции. Светильники над баром выполнены в виде грамофонных труб. Настенная инсталляция из старых велосипедных звонков напоминает о том, что Амстердам — один из самых велосипедных городов мира, а так же отдает дань уважения песне «Bicycle Race» группы Queen.
У каждого человека есть свое любимое заведение, где ему хорошо, и большую роль в этом играет окружающая обстановка и созданная профессионалами атмосфера. Можно потратить миллионы долларов или обойтись гораздо более скромными суммами, но только продуманная концепция, история, таящаяся за каждой деталью, делают интерьер осмысленным и притягательным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий