– А я и не знал, что ты умеешь играть, дед, – сказал он.
– Не играл уже давно, – ответил Гектор. – Перестал, когда артрит начал доставать. Даже не знаю, смогу ли настроить эту суку.
[…] Он медленно настраивал гитару, бормоча проклятия, потом взял аккорд, который действительно напоминал музыку.
– Было видно, что гитара еще не настроена, – рассказывал мне потом Кон, – но звучало уже круто.
– Ничего себе! – восхитился Ронни. – Это что за аккорд, дед?
– Ми. Вся эта хрень начинается с ми. Но погоди, я еще не начал. Сейчас посмотрим, помню ли я, куда что совать.
[…] Он начал перебирать струны старой гитары, используя жесткий, пожелтевший от никотина ноготь в качестве медиатора. Сначала бренчал неуверенно, бормоча ругательства, но постепенно поймал устойчивый, урчащий ритм, заставивший ребят изумленно переглянуться. Пальцы старика заскользили по грифу вверх и вниз, сначала неуклюже, потом – с пробуждением синапсов памяти – более гладко: от си к ля, потом к соль и обратно к ми. Эту последовательность я впоследствии играл не меньше сотни тысяч раз, хотя в 1963 году не отличил бы аккорда от фиорда.
Стивен Кинг «Возрождение» («Revival», 2014)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgnRB-goaYpxK85EG_vhRprGUZ_UZtOGpCP1OwOaON0WHx2bD4DnimMCpt3_IvFz_ALX_YD9Z40XLzpYFmGunwZMSPpI4SUvui2wItcKK5WVevhX2U8m1hXuaxxqT-bGygJ661P-eSnQLlX/s400/52478f6acc768c215a302af9b27caf4d-1-215x300.jpg)
R.S.: Один из героев «Возрождения» — рок-гитарист. Как вы думаете, вы смогли бы выбрать этот путь, если бы у вас было чуть больше музыкальных способностей?С.К.: Конечно! Я люблю музыку и немного умею играть. Но любой может увидеть разницу между человеком, который по-настоящему талантлив, и человеком, который этого лишен. Главный герой «Возрождения» Джейми наделен этим талантом. То, что он может делать с гитарой, я могу делать на бумаге. Это просто выходит из меня. Никто меня не учил. В «Возрождении» я взял свои ощущения от сочинения историй и приложил их к музыке.
Из интервью журналу Rolling StonesЯ сидел на верхней ступеньке лестницы и наигрывал «Wild Thing» . Я думал, что он [о брате] взбесится и отнимет гитару, да еще обвинит меня в святотатстве за игру трехаккордного идиотизма группы «Troggs» на инструменте, предназначенном для таких душевных протестных песен, как «Blowin’ in the Wind».
Стивен Кинг «Возрождение» («Revival», 2014)
У Стивена Кинга отличный музыкальный вкус, замешанный на блюзе, рок-н-ролле, классическом роке, хард-роке, фолке, кантри, соуле. В возрасте 9 лет Кинг проживал в сельской местности штата Мэн и имел возможность слушать единственную радиостанцию WLAM, которая специализировалась на трансляции песен Perry Como, Dean Martin и the McGuire Sisters. Но однажды летним днем его брат Дэвид ворвался к нему с дикими глазами, крича, чтобы Стивен скорей бежал послушать то, что передают по радио. То, что услышал юный Стивен было совершенно невероятным и безумным — Джерри Ли Льюис не просто исполнял ”Whole Lotta Shakin’ Goin’ On” на пианино, он буквально уничтожал инструмент. Так в жизнь Стивена необузданным вихрем ворвался рок-н-ролл. В 1960, 13-летний будущий писатель начинал делать попытки овладеть мастерством, сочиняя небольшие фантастические рассказы. В его комнате под самым скатом крыши было множество сокровищ, включая старую печатную машинку и проигрыватель «Webcor» с автоматической сменой пластинок.
«Я на нем крутил свои пластинки – в основном сорокапятки: Элвис, Чак Берри, Фредди Кэннон и Фэтс Домино. Фэтса я любил: он понимал, как исполнять рок, и было понятно, что он сам от этого ловит кайф.»
По его словам радио и музыка повлияли на него в детстве, помогли сформироваться как личности. В поиске себя он научился играть на гитаре. В старшей школе он в качестве ритм-гитариста входил в группу the Mune Spinners и выступал на школьных мероприятиях. Стивен очень самокритично относится к этой грани своего творчества и признается, что некоторые переходы и переборы до сих пор остаются для него недостижимыми.
Музыка вдохновляет Кинга, настраивает на нужную волну, создаёт благотворные условия для работы. В особенности, ему хорошо пишется под тяжёлый рок, но не все исполнители его трогают. В одном из интервью Кинг признаётся, что музыка Black Sabbath, а следовательно и Оззи Осборна, никогда его не цепляла. Среди любимых, помимо таких монстров рока как The Ramones, AC/DC, Metallica, Кинг выделяет так же группы Anthrax, Living Things.
Я пишу под громкую музыку – хард-рок, типа AC/DC, Guns N’ Roses и Metallica, – эта музыка для меня просто еще один способ закрыть дверь. Она окружает меня, отделяет от мира обыденности. Ведь когда вы пишете, то хотите уйти от мира? Конечно же. Когда вы пишете, то создаете свой мир.
Стивен Кинг «Как писать книги» («On Writing»,2000)Хард навсегда останется моим самым главным вдохновителем. Я всегда пишу под AC/DC или «Металлику», мне тогда лучше придумывается. Некоторым нужна полная тишина, но мои книги требуют определённого шумового настроя. Это, как магнитные волны, прокатывающиеся сквозь тело, — от них заряжаешься энергией. Поэтому мне так нравятся книги, в которых люди куда-нибудь едут или переезжают, ведь в машине всегда звучит магнитола или радио.
Из интервью изданию «Невское время»
Романы и рассказы Кинга всегда невероятно живые во многом благодаря мелким деталям, связывающим сочинённое повествование с нерушимой реальностью, и большую роль в этом играет музыка, пусть и в словесном эквиваленте. Некоторые свои произведения Кинг написал под псевдонимом Ричард Бахман, который является отсылкой к музыкальной группе «Bachman-Turner Overdrive».
Сквозь цикл «Тёмная башня» связующей ниточкой между нашим миром и миром стрелка Роланда проходит песня the Beatles «Hey Jude». Над практически обезлюдевшим городом Ладом (альтернативным Нью-Йорком) в «Бесплодных землях» гремят барабаны, призывающие жителей к жертвоприношениям, в которых Эдди, парень из нашего мира, узнает партию ударных из песни ZZ Top «Velcro Fly». В романе «Кристина» описаны 50-е, где царят рок-н-ролл и культ автомобилей. Главной героиней является ревнивая плимут-фурия 1958 года выпуска. К каждой главе Стивен Кинг подобрал эпиграф на автомобильную тематику из песен Чака Берри, Эдди Кокрейна, Брюса Спрингстина, The Beach boys и других. Звуки рок-н-ролла льются из «11.22.63», романе о путешествии во времени и попытке предотвратить убийство Кеннеди; и романа «ОНО», где зло принимает облик клоуна Пеннивайза. В аудиозаписях группы VK — Стівен Кінг. Український клуб — собраны саундтреки ко многим произведениям Кинга.
— Если ты и слышал эту песню, то в другой жизни. Со словами:
«В Мемфисе я встретил пьяную девицу, она меня тащила в нумера».
У меня упало не только сердце. Все, что находилось ниже шеи, обвалилось на пять дюймов. «Кабацкие бабы». Вот что я пел. Песню эту только через семь или восемь лет запишет группа, которой оставалось ещё года три до попадания в американские хит-парады. Да, конечно, думал я тогда о другом… но разве можно так тупить?
Стивен Кинг «11.22.63» (2011)
(речь идет о песне The Rolling Stones — Honky Tonk Women, записанной в 1970 году.)Она была уверена, что сделала единственно правильный выбор, влюбившись девчонкой во Фрэнка Синатру, и, подобно матери Билла Денбро, страшилась рок-н-ролла. Чак Берри ужасал ее, и она говорила, что Ричард Пеннимэн, больше известный как Литтл Ричард, кудахчет, словно курица»
Стивен Кинг, «Оно» («It»,1986)
Один из героев романа «Противостояние» Ларри Андервуд — разочаровавшийся в жизни поп-музыкант. В «Сиянии» — романе о проклятом отеле «Оверлук» и демонах, которых выпускает на волю алкоголь — в залах, наполненных призраками, звучит «Inthe Mood» в исполнении оркестра Глена Миллера. Надо отметить, что название романа было вдохновлено словами из песни Джона Леннона Instant Karma: «Well we all shine on». В «Дьюма-Ки» главной музыкальной темой является песня Ребы Маккентайр (Reba McEntire) «Fancy». Строчка «It was red» для главного героя, попавшего в тяжелую аварию, которая вызвала проблемы с памятью, является связью между прошлым и настоящим.
Из радио женский голос с евангелическим жаром прокричал: «Оно было КРАСНЫМ!» Только три слова, но мне их хватило. Они из песни о бедной женщине, которая наряжает свою красивую дочь проституткой.
Стивен Кинг, «Дьюма Ки» («Duma Key»,2008)
Рассказ «Рок-н-ролльные небеса» («Then you know they‘ve got a hell of a band») повествует об аккуратном и чистом крохотном городке среди Орегонских лесов, куда приезжает сбившаяся с пути супружеская пара. По ходу развития событий Кларк и Мэри понимают, что город населен умершими рок-музыкантами. В рассказе фигурируют: Дженис Джоплин, которая заправляет закусочной; Рой Орбисон, вечно молодой Бадди Холли; диск-жокей Алан Фрид, назвавший рок-н-ролл рок-н-роллом; Элвис Пресли, из короля превратившийся в мэра и другие. Из этого места нет выхода, путешественникам придется слушать бесконечный по продолжительности концерт. Ведь рок-н-ролл бессмертен — и это для героев рассказа самое страшное. По рассказу была снята одна из серий мини-сериала «Ночные кошмары и фантастические видения» (Nightmares & Dreamscapes: From the Stories of Stephen King). В 2002 году издательство Аст выпустило сборник рассказов о рок-музыке «Шок-рок» с предисловием Элиса Купера, куда вошли и «Рок-н-ролльные небеса».
Любимых моих «ужастиковых» авторов — двое. Стивен Кинг и Клайв Баркер. Куда бы ни ехал — всегда таскаю с собой хоть парочку романов «ужасов».
Элис Купер, предисловие к сборнику «Шок-рок»
Любовь к группе Ramones наиболее ярко проявилась в книге «Кладбище домашних животных» (1983). Строчка «Hey Ho, Lets Go!» из песни «Blitzkrieg Bop» служит эпиграфом ко второй части произведения. В ответ группа по просьбе Кинга записала песню «Pet Sematary», которая вошла в саундтрек к одноименному фильму и звучит во время финальных титров. Так же в экранизации можно услышать песню «Sheena Is A Punk Rocker». Группа упоминает Стивена Кинга в песне «It’s Not My Place».
Луис включил радио и крутил, пока не наткнулся на «Рамонес», исполняющих «Рокэвэй Бич». Он прибавил звук и запел тоже — плохо, но с большим удовольствием.
Стивен Кинг, «Кладбище домашних животных» («Pet Sematary»,1983)Стивен Кинг – большой фанат Ramones. Он позвонил нам и лично попросил написать одноименную песню для его фильма. Приятное предложение, ведь мы сами также были большими фанатами его творчества. Кайф, да и только! Особенно с учетом того, что этот фильм стал бестселлером! Песню тоже ждал успех. Было здорово поработать со Стивеном Кингом, ведь он один из лучших. Настоящий фанат музыки. У него две любимые команды – Ramones и AC/DC. Мне сказали, что когда он пишет свои книги, то гоняет наши песни, так сказать, для вдохновения. Как мило.
из интервью с Джоуи Рамоном
(журнал «NEON» ,1990г.)
В 2003 году вышел альбом «We’re A Happy Family — A Tribute To THE RAMONES», участие в записи которого приняли Red Hot Chili Peppers, Metallica, Kiss, U2, Marilyn Manson и другие. Идея альбома появилась в голове у Роба Зомби, он же стал и сопродюсером проекта. Предисловие к диску попросили написать Стивена Кинга. Король темной стороны поначалу отказался, так как по собственному опыту знает, что практически все трибьют альбомы это… Внимание, цитирую: «Piece O’Sh**». Собственно, так он и написал в предисловии, но этот альбом помог ему чуть-чуть изменить свое мнение.
Я согласился, потому что полюбил «Рамонес» с первого момента как услышал их gabba-hey, но в большей степени из-за того, что Роб Зомби попросил меня сделать это и одно из правил моей жизни — НИКОГДА НЕ ГОВОРИ НЕТ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРОГО ЗОВУТ ЗОМБИ.
Из предисловия «We’re A Happy Family — A Tribute To THE RAMONES»
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiCD_DSt7w4bke7oDDMlQL9cDY_rSTsUhtGivI8nBKBbZNKhfSKdkAOje7xr5_QsJAmgOx8SWhKZs0GPYDSOj7E_JlyBeFiu55ftBMsSXucsqwUAUVcWMdKSZgx_FjTjXHjUZit2v39XdSB/s320/volkswagen-station-wagon-typ-2-t2-1972-005485.jpg)
Как Кинг вдохновляется музыкой, так и многие музыканты вдохновляются его произведениями. Панк-группа из Калифорнии Pennywise — тезка монстра из романа «Оно». Голландская группа John Coffey названа в честь одного из главных героев романа «Зеленая миля». Отсылками к произведениям Кинга пестрит творчество группы Blind Guardian. «Tommyknockers» и «Altair 4» основываются на книге об инопланетных существах «Томминокеры», композиция «Guardian Of The Blind» навеяна романом «Оно», «Somewhere Far Beyond» — дань уважения циклу «Тёмная башня». Группа Demons & Wizards записала альбом «Touched by the Crimson King» (2005), куда вошли три песни, вдохновлённые «Тёмной башней» — «Crimson King», «The Gunslinger» и «Terror Train». Песня «The Shining», основанная на романе «Сияние» есть у Black Sabbath. Список можно продолжать бесконечно, информацию о других исполнителях можно найти на официальном русском сайте писателя.
А теперь о коллективе Anthrax. Скотт Иэн, гитарист группы, всегда был большим фанатом Кинга — песни «Among the Living» и «Skeletons In the Closet» основаны на произведениях «Противостояние» и «Способный ученик» соответственно. Поначалу парни боялись, что получат от Кинга иск за то, что использовали в своем творчестве его интеллектуальную собственность, поэтому решили связаться с писателем и прояснить ситуацию. Выяснилось, что Кинг их большой поклонник и несказанно рад, что его произведения обрели новую форму в классике металла. “Breathing Lightning” — песня со свежего 11 студийного альбома 2016 года «For All Kings»— еще одна вещь, написанная под впечатлением от творчества Кинга.
Это еще одна песня, на лирику которой повлиял Стивен Кинг. Стивен Кинг — гигантская часть моей жизни. Его цикл «Тёмная башня». Если бы я должен был выбрать одну вещь, которую я люблю у него больше всего, то это были бы книги этой серии. Потому что их 7, не пришлось бы выбирать единственную. Персонаж Роланд — тот, кто останется со мной на долгое время. Я будто снова вернулся в этот мир, потому что уже писал песню о Стрелке, основанную на этом персонаже (имеется в виду песня о Роланде «Lone Justice» с альбома «Spreading the Disease»), и я решил вернуться к этому, потому что в книге так много метафор, которые можно использовать.
Скот Иэн
На этом пока остановимся, переведем дух. Встретимся во второй части статьи.
Рекомендуется к прочтению:
«Возрождение», Стивен Кинг
«Рок-н-ролльные небеса», Стивен Кинг
«Как писать книги», Стивен Кинг
«Возрождение», Стивен Кинг
«Рок-н-ролльные небеса», Стивен Кинг
«Как писать книги», Стивен Кинг
Использованные источники
«Стивен Кинг. Король темной стороны», Вадим Эрлихман
«A Brief Guide to Stephen King» ,Paul Simpson
«Stephen King», Harold Bloom
«Stephen King from A to Z: An Encyclopedia of His Life and Work», George Beahm
«Стивен Кинг. Король темной стороны», Вадим Эрлихман
«A Brief Guide to Stephen King» ,Paul Simpson
«Stephen King», Harold Bloom
«Stephen King from A to Z: An Encyclopedia of His Life and Work», George Beahm
Комментариев нет:
Отправить комментарий